Потребительский индекс Иванова – индикатор уверенности потребителей, разработанный в 2013 году аналитическим департаментом Sberbank CIB. Отражает текущие настроения и ожидания населения со средним уровнем доходов, поэтому для обозначения индекса была выбрана самая распространённая в стране фамилия Иванов. В индексе учитывается следующие факторы: потребительские расходы, сбережения, потребительское поведение и уровень уверенности потребителей в целом.
Индекс Иванова рассчитывается ежеквартально, в ходе исследований опрашивается несколько тысяч человек в возрасте 18–65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. Погрешность методики оценивается менее чем в 2%.
По результатам исследований, проведенных в четвёртом квартале 2017 года, индекс Иванова вырос до -10% по сравнению с -12% в третьем квартале. Таким образом, индикатор вернулся на уровень, предшествовавший спаду второго полугодия 2013 года. Зафиксирована тенденция продолжения нормализации потребительских привычек, хотя многие люди по-прежнему отдают предпочтение более дешёвым покупкам.
По сравнению с предыдущим кварталом повысились индекс личного благосостояния и оценка условий для крупных покупок, в то время как индекс благосостояния страны не изменился. По мнению аналитиков, более оптимистичный настрой является отражением роста реальных доходов населения в четвертом квартале 2017 при рекордно низкой инфляции. Доля Ивановых, которые стремились сэкономить на товарах повседневного спроса, снизилась на 3% по сравнению с третьим кварталом до 65%, достигнув самого низкого уровня за период с 2014 года.
Более 50% Ивановых готовы тратить больше в случае подорожания продуктов питания. При этом выросла доля покупателей, склонных переключиться на продукцию более высокого качества. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что от перехода покупателей на более дорогую продукцию выиграли в основном гипермаркеты.
Принятие решения о покупке стало меньше зависеть от цен, качество стало более важным фактором для потребителей. Около 51% опрошенных готовы приобрести более дорогую продукцию более высокого качества по разумной цене. Эта информация для производителей и продавцов означает, что промоакции на дорогие товары могут оказаться эффективными. Зафиксировано уменьшение доли потребителей, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах.
Тремя главными причинами для беспокойства остаются коррупция (64% респондентов), безработица (55%) и инфляция (48%). Последний фактор остаётся в центре внимания потребительской аудитории, несмотря на рекордно низкий официальный уровень инфляции в 2,6%. Обеспокоенность курсом рубля высказали лишь 18% Ивановых, как и по итогам в предыдущего опроса.