Чарджбэк (англ. chargeback) – это процедура опротестования операции банком-эмитентом в целях защиты прав клиента-плательщика. Она заключается в списании средств с получателя и возвращении их плательщику, после чего обязанность доказывать правильность операции переходит к получателю. Такая схема возврата платежа используется в системах взаиморасчетов при использовании пластиковых карт для оплаты покупок. В большинстве случаев процедура инициируется держателями карты, иногда инициаторами выступают банки-эмитенты.
Процедура регламентирована платежными системами, имеет временные рамки и ограничение на минимальную сумму операции. Держатель подает в свой банк заявление, в котором просит признать операцию по карте недействительной или мошеннической, приводит основания для этого и прилагает имеющиеся по этой операции документы (чеки, счета, переписку). Банк-эмитент проводит расследование, и если правота заявителя подтверждается, то списывает с торговой точки опротестованную сумму и возвращает ее плательщику. Таким образом, чарджбэк происходит за счет средств торговой точки.
Чарджбэк может быть инициирован по следующим причинам:
- произошло двойное списание средств по счету карты;
- операция проведена без авторизации;
- операция произведена на сумму, не совпадающую со стоимостью покупки;
- подписи на карте и счете отличаются;
- со счета карты списаны деньги за покупку, которую держатель не совершал;
- деньги со счета были списаны, но покупатель товар или услугу не получил;
- покупатель не удовлетворен товаром или услугой, они не соответствуют описанию.